Додзё Кун

 Додзё (Доджо) 道場 (до:дзё) — это место, где мы приобретаем знания и силу, учимся, дисциплинируем и совершенствуем себя, чтобы стать лучше, 訓 (кун) — «правила, заповеди, руководящие принципы».

   Есть предположение, что первые заповеди (принципы) воинских боевых искусств были созданы в 18-ом веке знаменитым мастером Окинавского To-Тэ, — Кенги Сакугавой. Но в 1938 году, основатель каратэ Шотокан, Гитин Фунакоши, впервые опубликовал в своей книге nijyu kun松涛馆二十训 двадцать руководящих принципов каратэ. Впоследствии Гитин Фунакоши вывел из 20 заповедей, основной свод законов из пяти правил, которым должен следовать любой человек, занимающийся каратэ. Этот свод получил название Додзё Кун, что означает правила обучения в Додзё. Обычно написанные правила Додзё Кун находятся на «фронтальной» стороне зала, рядом с портретом основателя стиля. Во многих школах ученики повторяют правила Доджо Кун в конце каждой тренировки. В Шотокан или любом другом стиле, Додзё Кун – это перечень принципов каратэ-до, являющийся основной целью для практики и этическому обучению каратэ, которые Гитин Фунакоши считал главными, и которым должен следовать, в любой момент жизни, каждый каратэка.

   В этих пяти принципах сконцентрирована суть обучения, которая даёт возможность рассматривать каратэ не просто как современный вид спорта или метод отработки приёмов. Это моральность, необходимая на тренировке для физического уравновешивания, и основа воспитания и самосовершенствования, воспитание этике и нравственности. Мы не должны забывать аксиому Хагакурэ Бусидо (葉隱 1716г) – «Путь Самурая – постоянно готовить себя к смерти». Это не значит «лезть на рожон» или «не ценить жизнь». Каждый свой день необходимо прожить так, как если бы он стал последним и завтра придется умереть. Так, как будто завтра не будет возможности исправить сегодняшнюю ошибку. Жизнь – самое ценное, что у нас есть. Но что толку в трусости, если она не спасет нас от неприятностей, и что стоит наша жизнь, если мы не достигаем цели? Когда речь идёт о защите чести и достоинства, защите своей или чужой жизни, в экстремальной ситуации — только сильный духом, может без колебаний рисковать жизнью. Следуя принципам Додзё Кун, вы сделаете первый шаг на Пути Воина, используя технику каратэ как дополнительный инструмент, для развития и дисциплины вашего Духа и тела.

   Каждый, кто занимается каратэ, должен знать Додзё Кун. В конце каждого занятия, где бы оно ни проходило, — в Додзё, на природе или на соревнованиях, все обучающиеся каратэ в положении Сэйдза и в унисон, с убежденностью и страстью повторяют вслух, за одним из старших учеников, заповеди Додзё Кун, как напоминание того, для чего мы тренируемся. Этот процесс напоминает студентам, что они должны иметь сильный характер и стремление к добродетели, правильное добропорядочное отношение к окружающим, приветливость и уважение, хорошее настроение и стремление к совершенству, трудолюбие и целеустремленность, решительность и отвагу, скромность и благоразумие — как внутри Додзё, так и за его пределами.

   Додзё Кун объединяет в себе основную философию каратэ. Гитин Фунакоши считал, что для настоящего каратэка Додзё Кун это не только свод правил, которые надо соблюдать в Додзё, но это также принципы, которым необходимо всегда следовать и в повседневной жизни. Читая Додзё Кун, мы замечаем, что каждый принцип является «Главным и Первейшим». Фунакоши считал, что ни один из этих принципов не является более важным, чем другие. Читая и регулярно размышляя над Додзё Кун, мы начинаем, всё лучше и лучше, понимать его значение, принципы и силу.

   Додзё Кун указывает путь к цели тренировок, которой является самосовершенствование. В этих пяти принципах сконцентрирована суть обучения, которая даёт возможность рассматривать каратэ не просто как метод отработки приёмов или современный вид спорта — это моральность, необходимая для физического уравновешивания каратэка как на занятии, так и в повседневной жизни. Игнорирование идей, содержащихся в Додзё Кун, может привести к негативному результату с двух сторон – адепта боевого искусства лично и эволюции каратэ-до в целом. Ни сам каратэка, ни каратэ-до не должно превращаться в «бездушную машину».


   1.一、人格完成に努むること (hitotsu, jinkaku kansei ni tsutomuru koto) — Главное, Постоянно стремиться к совершенствованию характера и человеческих качеств Совершенствуй себя: Стремись сформировать (воспитывать) характер. Это означает постоянно работать над собой. В каратэ говорят так: «Сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня!». Если человек останавливается в своём развитии, его подобно лодке сносит течением назад. Здесь важно отметить, что приоритет отдаётся не силе, техническим и бойцовским навыкам, а совершенствованию характера ученика, его внутренним качествам, борьба со своими слабостями и развитием лучших добродетелей. Планомерность и постоянство такой работы, как физической, так и моральной очень важна в каратэ. Гитин Фунакоши сравнивал каратэ с горячей водой – если её не подогревать постоянно, она остывает. Говоря следующую фразу: «Каратэ подобно кипящей воде. Дух первичен, техника вторична».

   2.一、誠の道を守ること (hitotsu, makoto no michi wo mamoru koto) – Главное, Быть верным честным и искренним во всем, что делаем Будь искренен: Следуй по пути истины (будь верен правильному Пути), защищай справедливость. Будь верен правильному Пути, защищай справедливость. Здесь подчёркивается, что Путь не может быть методом самопотворствования или слабости. Гораздо легче уверовать в самообман, чем упорно тренироваться многие годы, реализовать свою мечту и стать Мастером боевого искусства. В каратэ существует несколько тысяч вариаций приёмов. Некоторые ученики гонятся за количеством в ущерб качеству. Однако, если потом они могут трезво взглянуть на себя, то видят, к своему сожалению, что ничего не достигли. И тогда у них теряется интерес к занятиям. Поскольку для каждого технического приёма возможны бесчисленные вариации, всегда подчёркивается важность повторения для начинающих учеников. Когда вы отрабатываете каждую базовую технику снова и снова, вы, в конце концов, овладеваете ею, и тогда уже может применять её в различных вариантах и стилизовать под свое индивидуальное выполнение. Кроме того, самостоятельно изучайте литературу и видеоматериалы крупных Мастеров как по каратэ, так и по другим видам единоборств. Сравнивайте полученную информацию с тем, что вы делаете на тренировках. Задавайте тренеру вопросы о истории и принципах каратэ-до, а так же о его собственном Пути.

   3.一、努力の精神を養うこと (hitotsu, doryōku no seishin wo yashinau koto) – Главное, Прилагать усилия во всем, и быть усердным Старайся изо всех сил: Воспитывай в себе усердие, стремись к совершенству, развивай дух старания и настойчивости. Познать и усовершенствовать себя – истинная цель занятий каратэ. Главная победа – победа над самим собой, своими недостатками и слабостями. Традиционно боевые искусства никогда не практиковались и не преподавались просто как форма развлечения или отвлечения от более серьёзных аспектов жизни. Необходимо терпение при обучении всем тонкостям искусства. Кажущееся бесконечным и скучным, повторение базовой техники – необходимое условие обучения каратэ. Поверхностное восприятие и лень – главные враги техники. Верно то, что в таких тренировках мало развлечений. Каратэка получает удовольствие от проделанной серьёзной и тяжёлой работы на занятиях. Недостаток настойчивости означает, что прогресса в обучении не будет.

   4.一、礼儀を重んずること (hitotsu, reigi wo omonzuru koto) – Главное, Проявлять уважение к другим Уважай других: Уважай правила поведения, соблюдай этикет. Уважай правила поведения в обществе, соблюдай этикет. Соблюдать этикет – это не просто быть вежливым на тренировках. Действуя в соответствии с хорошими манерами, мы не ухудшим и без того сложную жизненную ситуацию, и сможем избежать бессмысленного насилия. Однако это не должно рассматриваться как слабость. Каратэ – очень серьёзное искусство и его применение должно быть оправдано только чрезвычайными обстоятельствами. Сделайте уважение к другим стилем вашей жизни, и многих проблем удастся избежать.

   5.一、血気の勇を戒むること (hitotsu, kekki no yū wo imashimuru koto) — Главное, Управлять собой, сохранять спокойствие и терпимость, воздерживаться от насильственных действий Воспитывай самообладание: Будь сдержанным, избавься от грубого и бесконтрольного поведения. Это может показаться абсолютным парадоксом каратэ, но здесь содержится суть морали боевых искусств. Сила может быть использована, если мотив правильный с точки зрения морали. Выигранный бой – тот, который не состоялся.

Пояснения к Додзё Кун.

   Понимать эти правила нужно следующим образом: Слово Hitotsu означает «один», «первый» или «главный» и добавляется к каждому правилу, чтобы поместить его на том же уровне важности, как другие. Слово koto которым заканчивается каждое правило означает (thing) «положение», «произведение», «важное» и используется в качестве сочетании между правилами.

   В этих пяти принципах сконцентрирована суть обучения, которая даёт возможность рассматривать каратэ не просто как метод отработки приёмов или современный вид спорта. Это моральность, необходиная для физического уравновешивания на тренировке. Это основа того, что называется «верное действие». Игнорирование идей, содержащихся в Додзё-кун, вскоре может привести к негативному результату с двух сторон – адепта боевого искусства лично и эволюции каратэ-до в целом. Ни сам каратэка, ни каратэ-до не должно превращаться в бездушную машину. Сэнсэй Нишияма Хидетака говорит: «Сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня!». Если человек останавливается в своём развитии, его подобно лодке сносит течением назад. Здесь важно отметить, что приоритет отдаётся не силе, техническим и бойцовским навыкам, а совершенствованию характера ученика, его внутренним качествам. Планомерность и постоянство такой работы, как физической, так и внутренней очень важна в каратэ. Фунакоши сравнивал каратэ с горячей водой – если её не подогревать постоянно, она остывает. Он говорил также: «Дух первичен, техника вторична».

   Додзё Кун указывает путь к цели тренировок, которой является совершенствование себя. Зацикливаясь только на технике и приёмах, забывая об этике и нравственности, можно сойти с Пути Война. Мы не должны забывать аксиому Хагакурэ Бусидо – «Путь Самурая – это смерть». Сэнсэй Казэ, учитель доктора Йорги, был во время войны камикадзе. Каждый его день мог стать для него последним. После войны эта установка осталась в его душе, и каждый свой день он проживал так, как если бы завтра он мог умереть. Сэнсэй Казе является признанным авторитетом каратэ-до и очень уважаем среди мастеров других Будо. Жизнь – самое ценное, что у нас есть. Но что стоит наша жизнь, если мы не достигаем цели? Только сильный духом может без колебаний рисковать жизнью в экстремальной ситуации, когда речь идёт о защите чести и достоинства, защите своей или чужой жизни. Техника сама по себе не важна, скорее это инструмент с которым развивается и дисциплинируется ваш Дух. Следуя принципам Додзё Кун, вы сделаете первый шаг на Пути Война.